27 ноября 2017

Дизайнеры формируют Тампере — и наоборот

Рооса Саастамойнен (сзади) и Ниина Кратц работают в Muka Va, одном из успешных дизайн-проектов города Тампере.
Рооса Саастамойнен (сзади) и Ниина Кратц работают в Muka Va, одном из успешных дизайн-проектов города Тампере.
Aleksi Tuomola

Сегодня мы посещаем Манчестер Финляндии, более известный как Тампере. Мы узнаем, что происходит в области дизайна и буквально заглянем за кулисы.

Прогуливаясь по центру Тампере, нельзя не заметить повсюду строительные работы. Годы дискуссий позади, — и уже скоро город получит собственную трамвайную линию.

Те, кто бывал в Тампере, но не посещал город несколько последних лет, также заметят новый подземный переход, огромную башню-отель и входы в подземный паркинг под главной улицей Hämeenkatu.

Что же происходит? Ноора Хейно (Noora Heino), руководитель по вопросам партнерства и связей в организации Visit Tampere, говорит, что в ударах отбойных молотков на стройках города есть смысл. Сегодня Тампере — один из наиболее популярных для посещения финнами городов во время отпуска, а согласно последним исследованиям, треть населения страны представляет себе, что могла бы жить в Тампере.

«Мы предполагаем, что к 2030 году население города удвоится, — объясняет Хейно. — На расстоянии 2 часов езды от Тампере проживает 3,7 миллиона человек».

Тампере хочет подготовиться к тому, чтобы принять всех желающих. Иногда эти приготовления могут насмешить незнакомцев.

«У нас как-то были гости из-за рубежа, которые, глядя на развязки автострады, спрашивали, когда же пандусы пустят в эксплуатацию, — смеется Хейно. — Мы признались, что они уже используются, несмотря на отсутствие движения и тишину».

В связи с тем, что Тампере в прошлом был центром ткацкой промышленности, он известен как «Манчестер Финляндии», или Мансе, как его называют финны. Несмотря на то, что промышленность играла большую роль в истории города, не все здесь завязано на тяжелые станки. В Тампере много дизайнеров и дизайн-компаний, некоторые из которых известны во всем мире.

Хейно считает, что история, а также окружающая природа повлияли на ситуацию с дизайном.

«Люди, работающие в сфере дизайна, формируют активное сообщество, — отмечает она. — И город поддерживает и поощряет это».

Дизайн — это часть культуры

Изделия принимают форму в руках Майсы Салонен из Pihka.

Эмилия Кииалайнен знает все, что связано с дизайном в Тампере.

Aleksi Tuomola

Одна из таких формирующих структур — Design on Tampere, неофициально называемая DoT. Руководит организацией Эмилия Кииалайнен (Emilia Kiialainen), живущая в Тампере уже 15 лет.

«Дизайн в Тампере — часть городской культуры, — говорит Кииалайнен. — Здесь есть немало брендов, которые росли довольно быстро, а это очень сильно повлияло на атмосферу в целом. Дизайнеры в городе не конкурируют друг с другом, напротив, они взаимодействуют».

Кииалайнен также считает, что быть родом из «второго города» страны не так уж и плохо. Это еще и означает, что легче следовать собственному пути, поскольку не так много воздействий и влияния вокруг, как это происходит в переполненной людьми столице.

«В подобном месте вы действительно можете сделать уникальный дизайн — и вы должны это сделать, чтобы выделиться».

Один из брендов, к которому в последнее время было привлечено немало внимания, — Uhana Design. Основатели — Мира Ванттая (Mira Vanttaja) и Ханна Виркамяки (Hanna Virkamäki) открыли уютный магазин в центре Тампере. И это большое чудо, что им есть, что продавать.

«Наша проблема, хоть и положительная, — производство, — смеясь, говорит Ванттая. — Спрос постоянно растет, но производству не хватает мощности».

Бренд появился в 2012 году, а особым спросом у модниц пользуются серьги Uhana’s Drop. Большая часть производства размешается неподалеку от Тампере, однако рост вынуждает предпринимателей искать этически и экологически ориентированных производителей также и в других местах.

Если производство будет расти, основатели Uhana готовы размешать заказы также и за границей. Очень интересны Европа, Южная Корея и Япония. Но дом был и будет в Тампере.

«Здесь дизайнеры работают и идут вперед вместе. Никто не прячет глаза за альбомом с набросками, запрещая другим подглядывать», — объясняет Ванттая.

Магазин с вниманием к работе дизайнеров

Веса Пелтонен из Korus размещает работы в магазине.

Изделия принимают форму в руках Майсы Салонен из Pihka.

Aleksi Tuomola

Бренд модной одежды Muka Va, основанный в 2003 году, находится совсем рядом с Uhana. Он охватывает Тампере всеми возможными способами: менеджер по продажам Рооса Саастамойнен (Roosa Saastamoinen) говорит, что все, что связано с Muka Va, произведено в регионе Тампере.

В связи с вниманием к экологическим и этическим аспектам, Саастамойнен считает, что Muka Va сможет найти еще больше клиентов в Центральной Европе, где потребители озабочены и заинтересованы в высококачественной одежде, произведенной по возобновляемой технологии. Сегодня у торговой марки есть десятки реселлеров в Финляндии и несколько — в Европе.

Быстро пройдясь по центру города, можно найти еще один магазинчик, у которого в кармане — планы по глобальному распространению. Точнее — в случае с брендом Pihka — в сумке. Под этой маркой производится кожаная обувь, сумки и аксессуары.

«Прямо сейчас заказы из Финляндии покрывают большую часть произведенных товаров, — рассказывает София Салми (Sofia Salmi), одна из основателей бренда, в мастерской, превращенной в магазин. — Мы определенно начинаем распространять наши товары на другие рынки, в основном, в страны Европы, но почему бы также не в Северную Америку и Азию».

В магазине Pihka посетители могут наблюдать весь процесс производства товаров. Также это относится и к Korus Design: покупатели ювелирных украшений видят не только конечный продукт, но и весь процесс создания.

Основатель и владелец Веса Пелтонен (Vesa Peltonen) описывает стиль товаров как «упрощенный и северный».

«Никакого американского гламура», — говорит он, смеясь.

Довольно забавно при этом, что большая часть произведенных партиями и выполненных на заказ украшений Пелтонена отправляется в США. Он предполагает, что это происходит из-за сервиса Etsy, онлайн-магазина, популярного в Соединенных штатах.

Если у нас есть пирог — давайте съедим его вместе

Генеральному директору Weecos Ханне Лусила нравится дух сотрудничества в городе.

Веса Пелтонен из Korus размещает работы в магазине.

Aleksi Tuomola

Сервисы подобно Etsy могут быть очень полезны и удобны для небольших брендов, которые не могут себе позволить собственный интернет-магазин. Для брендов из Тампере портал Weecos служит батутом, чтобы запрыгнуть на большие рынки.

На сайте собраны сторонники этического дизайна, и хотя страна происхождения бренда не имеет большого значения, корни проекта — в Тампере, где в 2013 году встретились его создатели, генеральный директор Ханна Лусила (Hanna Lusila) и Анна Куркела (Anna Kurkela), также известные по бренду Papu Design.

«Как-то Анна искала место, где можно было бы реализовывать коллекции бренда Papu, — вспоминает Лусила. — Она надеялась найти профессионала, который бы согласился продавать предметы дизайна, созданные на принципах возобновляемости и ответственности».

Но у них ничего не получилось, и они решили действовать сами. Сегодня через сервис Weecos свои товары продают почти 200 компаний.

Но не каждый может вступить в этот клуб. Лусила особо подчеркивает, что Weecos это не просто магазин. Это образ жизни, цель которого — пропаганда большей справедливости в мире, что может делаться в одиночку, а также с партнерами, например, из некоммерческих организаций.

Генеральному директору Weecos Ханне Лусила нравится дух сотрудничества в городе.

Генеральному директору Weecos Ханне Лусила нравится дух сотрудничества в городе.

Aleksi Tuomola

«Мы не ждем, что компании будут идеальные, — отмечает она. Но нам хотелось бы, чтобы они были настолько хороши, насколько это возможно, чтобы выбирать наилучшие и более правильные варианты в дизайне, производстве, упаковке или логистике».

Существенная часть заказов поступает из Финляндии, но все большее число покупателей со всего мира находит дорогу к сервису Weecos. В настоящее время команда разрабатывает способы оптимизации глобальных продаж с точки зрения безопасности платежей и доставки заказов.

Однако дом там, где сердце. Для Weecos это Тампере, его озера и яркое сообщество дизайнеров.

«Дух сообщества здесь очень высок, — говорит Лусила. — Предприятия малого бизнеса действительно видят ценность в сотрудничестве. Если кто-то получает кусочек торта, остальные не должны думать, что этот кусочек был украден с их тарелок; наоборот, мы вместе выпекаем торт, которого хватит на всех».

Текст: Анне Саломяки

Share: