11 сентября 2015

Финские морские технологии планируют большой выход в океан

Посредством нового проекта Merit Финляндия стремится свести вместе научно-технические знания судоходства и ИКТ, чтобы стать лидером в умном морском судоходстве.
Посредством нового проекта Merit Финляндия стремится свести вместе научно-технические знания судоходства и ИКТ, чтобы стать лидером в умном морском судоходстве.
istock.com/LifesizeImages

Финляндия может быть известна Нокией, Angry Birds и лесами, но то, куда страна направляется дальше, выходит за рамки суши: умное морское судоходство.

На сегодняшний день осталось мало судов, не использующих технологию, и ее роль в морском судоходстве растет быстро. Ужесточающиеся требования безопасности, экологические нормы и растущие цены на топливо являются движущей силой для разработки новых решений, улучшающих процессы и эффективность.

Это территория «умного морского судоходства» и в особенности его интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые используются для всего, от новых способов применения метеорологической информации до дигитализации портовой бюрократии. Возможно, в будущем, даже появятся полностью автоматизированные суда, управляемые с суши.

Финляндия хочет быть на передовой создания таких решений. Шаг вперед — это новый проект страны ‘Smart Maritime Technology Cluster’ (Умный судоходный технологический кластер), Merit Project. Цель Merit — соединить морское судоходство, услуги ИКТ, Интернет вещей (IoT) и начинающие компании, чтобы создать финский судоходный ИТ кластер, обслуживающий международные верфи и шельфовую индустрию, а также судоходные компании и порты.

“Умное морское судоходство построено на двух сильных финских промышленных секторах: морском судоходстве и ИКТ. Финляндия возглавляет оба,” рассказывает Юсси Ниссиля (Jussi Nissilä), старший аналитик консультантов Исследовательской группы оксфордского университета, которая недавно провела исследование возможностей сектора.

Открытие ведущих научно-технических знаний

Несмотря на то, что недостатка в финских судостроительных научно-технических знаниях нет, задача состоит в том, чтобы свести вместе очень разные отрасли, культуры работы и даже терминологию. Целью Merit Project, ведомого столицей Финляндии Хельсинки и финансируемого Министерством экономики и занятости Финляндии, является ликвидация этих препятствий, предложив для начала платформу для обмена опытом и сотрудничества.

“Кто-то мне рассказывал, что для того, чтобы обеспечить доставку контейнера из одного порта в другой нужно заполнить 17 бланков,” объясняет технический директор Eniram Юсси Пюёрре в качестве примера того, почему нужна умная судоходная технология. “Даже, если это не является нашей основной сферой деятельности, мы могли бы помочь [будучи частью кластера Merit] в создании решений для такого рода проблем.”

“Кто-то мне рассказывал, что для того, чтобы обеспечить доставку контейнера из одного порта в другой нужно заполнить 17 бланков,” объясняет технический директор Eniram Юсси Пюёрре в качестве примера того, почему нужна умная судоходная технология. “Даже, если это не является нашей основной сферой деятельности, мы могли бы помочь [будучи частью кластера Merit] в создании решений для такого рода проблем.”

ENIRAM
Следующий шаг — улучшить международную видимость финских научно-технических знаний в области судоходства, поддержать компании в поисках новых рынков, а также совместно разработать новые продукты и услуги для морского судоходства.

“Уникальным здесь является то, что мы активно ищем возможности роста и новые идеи со стороны ИКТ, сводя вместе участников рынка из разных областей,” объясняет Ниссиля. “Это конкурентный рынок, но стран, которые позиционируют себя лидерами в умном морском судоходстве, немного.”

Потенциал чрезвычайно огромный — только в Финляндии морское судоходство оценивается на сумму свыше пяти миллиардов евро, в то время как 90 процентов товаров по всему миру перевозится морским судоходством.

Финляндия уже является домом для большого количества ведущих компаний в области морского судоходства, включая таких мировых гигантов, как Wärtsilä и ABB в сфере производства двигателей и пропульсивных систем. Более того, многие из крупнейших в мире круизных судов построены на верфях в западной Финляндии, в то время как Aker Arctic, специалист в области арктических мореходных условий, владеет в Хельсинки единственным в мире частным испытательным ледовым центром.

Несколько более мелких компаний также добились успеха в морских технологиях, как например, специалисты по оптимизации из Napa и Eniram. И вот теперь Merit сводит вместе их научно-технические знания в области судоходства с сектором ИКТ.

Eniram верит в сотрудничество

“Самое замечательное в Финляндии — это то, что мы маленькая страна и можем эффективно вести такие проекты [как Merit], не становясь чрезмерно бюрократичными,” говорит Юсси Пюёрре (Jussi Pyörre), технический директор Eniram.

Eniram не только является членом проекта Merit, но и одним из самых успешных примеров последних финских научно-технических знаний в области умного судоходства. Основанная в 2005 году компания специализируется на технологиях управления энергопотреблением и использует анализ данных для снижения цен на морские перевозки и воздействия на окружающую среду:

“Наша система установлена на 250 судах по всему миру. В прошлом году мы помогли сэкономить 60 000 тонн топлива на этих судах,” объясняет Пюёрре. “Это равняется выбросам, произведенным 40 000 автомобилями за год. У нас 70 работников, т.е. каждый из них отвечает за удаление 500 машин с планеты, что касается выбросов.”

По оценке Eniram по всему миру имеется около 60 000 судов, которые могли бы использовать эту технологию, и это также является, по мнению Пюёрре, одним из преимуществ проекта Merit — совместное целенаправленное достижение потенциальных клиентов и развитие новых услуг.

“Что нужно клиентам, так это решения их проблем, а не программное обеспечение. Если мы сможем предложить часть этого решения, то мы будем чрезвычайно рады быть включенными в пакет, предлагаемый совместно с другими компаниями,” говорит Пюёрре. “В кластере [Merit] мы могли бы вместе создать для клиента комплексное решение.”

Более того, эти идеи могли бы испытываться в Финляндии. Примечательно, что Исследовательская группа оксфордского университета предусматривает среду тестирования для умных судоходных технологий, которая будет запущена в эксплуатацию в Финляндии в течение следующих четырех лет. Это может быть испытательный порт или грузовое судно, для тестирования будущей системы навигации и связи или других инструментов ИКТ и Интернета вещей в реальных жизненных условиях.

Долгосрочная цель Merit — превратить умное морское судоходство в общепризнанный международный бренд вроде игровой индустрии для мобильных телефонов Финляндии. Потому что самый большой всплеск не обязательно должен производиться Angry Bird.

Морское судоходство представляет собой огромный, но довольно традиционный рынок, нуждающийся в новых способах оптимизации и улучшения своих процессов.

Морское судоходство представляет собой огромный, но довольно традиционный рынок, нуждающийся в новых способах оптимизации и улучшения своих процессов.

istock.com/TERADAT SANTIVIVUT

 

Текст: Ээва Хаарамо

www.eniram.fi

Share: