1 декабря 2017

Игровая индустрия Котки расправляет крылья

Jussi Tähtinen (far right) and his team at Nitro Games.
Jussi Tähtinen (far right) and his team at Nitro Games.
Nitro Games

Сегодня мы посетим юго-восток страны, чтобы открыть для себя современный центр игровой индустрии в городе, известном морскими перевозками, логистической деятельностью и бумажной промышленностью.

Финское слово kotka означает «орел». Тем не менее для города, расположенного в 130 километрах на восток от Хельсинки, именно вода традиционно играла существенную роль в обмене с миром плодами местной экономики.

В Котке расположен самый большой универсальный порт Финляндии — порт ХаминаКотка — откуда древесина, бумага, металл и горная порода отправляются аж в Центральную Азию и Китай.

В последние годы город пытался диверсифицировать продукцию, поставляемую за рубеж. Речь в первую очередь идет об игровой индустрии, 90 процентов оборота которой приходится на экспорт. Это результат большого и тяжелого труда, и труда интеллектуального.

«Мы продолжали делать ставку на индустрию информационных технологий, даже когда пузырь доткомов лопнул в самом конце прошлого столетия, — вспоминает Теему Саарелайнен (Teemu Saarelainen), руководитель по вопросам игровой индустрии в организации Cursor, агентстве развития региона Котка-Хамина. — Тем не менее, из пионеров игровой индустрии, вышедших из этого региона, выросло несколько технологических компаний. Оглядываясь назад, можно сказать, что это было правильное решение, без него не возникло бы местной игровой индустрии».

«Наша цель, чтобы регион Котка-Хамина стал лучшим местом в мире для разработки игр», — говорит Теему Саарелайнен из агентства Cursor.

«Наша цель, чтобы регион Котка-Хамина стал лучшим местом в мире для разработки игр», — говорит Теему Саарелайнен из агентства Cursor.

roni rekomaa

Сегодня под крылом у Cursor — Playa — Game Industry Hub, сеть из примерно 15 компаний-разработчиков игр, объединенных общей целью.

«Наша стратегическая цель — сделать регион Котка-Хамина лучшим местом в мире для разработки игр, — заявляет Саарелайнен. — У нас есть все элементы паззла: образование на подъеме, также растет количество игровых компаний».

Да начнется игра!

Однако 10 лет назад это еще была мечта, которой предстояло материализоваться. И лишь позже местная игровая индустрия получила первый толчок к развитию.

Морской музей Котки заказал создание мультимедийного проекта, профинансированного Европейским союзом, в рамках которого молодые разработчики реконструировали Второе Роченсальмское сражение — морскую битву между Россией и Швецией на рейде города-крепости Роченсальм (швед. Svensksund, фин. Ruotsinsalmi; с 1878 года — финский город Котка) в июле 1790 года. Создатели игры фактически восстановили события, создав 3D-модели островов вблизи Котки, моря и боевых кораблей.

Почувствовав перспективы, Cursor стал движущей силой развития, помогая с финансированием деятельности.

Это событие вызвало оживление в индустрии. Среди участников был и Юсси Тяхтинен (Jussi Tähtinen), генеральный директор первой в Котке игровой студии Nitro Games. Дебютная работа студии — East India Company — также включает действия, связанные с морем.

У выпущенной в 2009 году игры было продано 300 тысяч копий. Для неоперившейся в те годы игровой индустрии Котки продажи игры, упакованной в коробку, с наклейкой о цене в 50 евро, были успехом.

В последнее время события для Nitro Games развиваются очень быстро: в этом году фирма закрыла два успешных раунда финансирования, что дало компании в общей сложности 5,3 миллиона евро. В июне студия попала в листинг биржи NASDAQ First North Stockholm и теперь издает свои игры без помощи посредников по всей Европе и в Америке.

«Нам тут довольно весело, — говорит Тяхтинен. — Если вы разработчик игр, сейчас самое подходящее время, чтобы выйти с нами на связь».

Конкурентное преимущество Nitro Games связано с использованием инструмента NG Platform для производства высококачественного мобильного контента, позволяющего создавать эффекты 360 градусов, что многие другие разработчики не могут себе позволить из-за дороговизны инструментария.

Это подтолкнуло к созданию RaidsofGlory, а также Medals of War, на которую — сразу после релиза — обратила внимание компания Apple.

Сегодня под крылом у Cursor — Playa - Game Industry Hub, сеть из примерно 15 компаний-разработчиков игр, объединенных общей целью.

Сегодня под крылом у Cursor — Playa — Game Industry Hub, сеть из примерно 15 компаний-разработчиков игр, объединенных общей целью.

Heikki Suvanto

Голливуд также не остался в стороне. В июне 2016 года, на базе своей технологии, студия разработала игру для фильма кинокомпании Fox «День независимости: Возрождение».

И хотя у компании, в связи с ее ростом и развитием, появился офис в Хельсинки, штаб-квартира все также остается в прибрежном городе с населением 55 тысяч человек.

«Я не думаю, что много людей на улицах Котки знает, что в этом месте создаются игры, в которые играют миллионы людей по всему миру, от Китая до Америки», — говорит Тяхтинен.

Общественный подход

Скульптура с двумя орлами возвышается над набережной Котки. На первый взгляд кажется, что птицы сражаются, но, на самом деле, это довольно мирная сцена: один орел поймал рыбу, — возможно, благодаря помощи другого.

То же самое можно сказать о двух других китах игровой индустрии Котки. Выглядящие конкурентами, компании Nitro Games и Kukouri, на самом деле — в отличных отношениях.

«Финская игровая среда очень маленькая и дружелюбная: компании не воюют друг с другом, разве что борются за профессиональные кадры, которых постоянно не хватает», — объясняет генеральный директор компании Kukouri Ким Соарес (Kim Soares).

Компания Kukouri привлекла к себе значительное внимание в мире своей игрой Tiny Troopers, которую уже скачали для мобильных платформ более 25 миллионов раз.

Ким Соарес — весьма узнаваемая фигура на местных улицах, так как более 10 лет участвует в местной политической жизни («как будто я уже не был достаточно занят»).

Но это все ничто по сравнению с эмоциями, которые он испытывает, играя в последнюю версию выпущенной Kokouri игры для мобильных устройств Pixel Worlds: в ней игроки создают свои миры и торгуют друг с другом. Здесь Соареса легко распознать по фиолетовому имени его персонажа; игроки приближаются к нему, чтобы сделать селфи или просто поболтать.

Влиятельные и известные личности из социальных медиа получают собственных персонажей в игре Pixel Worlds и даже могут показывать свои ютьюб-ролики другим игрокам.

Влиятельные и известные личности из социальных медиа получают собственных персонажей в игре Pixel Worlds и даже могут показывать свои ютьюб-ролики другим игрокам.

Kukouri

«Мы вывели элементы социального взаимодействия в играх на новый уровень. — уточняет он. — Pixel Worlds пересекается с реальным миром, проникая в него через социальные сети».

Международное объединение

Последние решения компании Koukori придали ей существенный толчок. Игроки размещают информацию об игре или их игровых персонажах в десятках тысяч постов через самые разные социальные медиа-каналы. При этом у немалого числа персонажей есть собственные профили, за которыми могут следить реальные люди.

«Для многих наших игроков Pixel Worlds это не просто игра, — рассказывает Ким Соарес. — Это сообщество, место, где заводят новых друзей со всего мира».

В то время, как игровая индустрия Котки все ближе подплывает к иностранным берегам, в обратном направлении также заметен неплохой трафик.

Благодаря акселератору Levelup Startup Accelerator агентства Cursor, в Котке сегодня работает разработчик компьютерных игр Posibillian Tech из Парагвая.

«У них были очень хорошие менторы, и они сотрудничали со многими местными игровыми фирмами, — рассказывает Саарелайнен из агентства Cursor. — Для всех это был очень успешный опыт. Так и возникают новые возможности, а мы устанавливаем новые контакты в других странах».

Для новичков еще один путь в Финляндию лежит через образование. Юго-Восточный университет прикладных наук XAMK — ключевой поставщик талантливых кадров для игровой индустрии региона. В университетских кампусах городов Котка и Коувола множество иностранных студентов, а преподавание предлагается и на английском языке. Ранее фокус был на программировании игр, теперь же и на дизайне — а обе области отлично дополняют друг друга.

«У нас неплохие связи между образовательными учреждениями и игровыми компаниями. — объясняет Саарелайнен. — Нас ждет яркое будущее».

Текст: Хейди Ахо

Share: