28 сентября 2017

Компания MaaS Global собирается в первый ряд транспортной революции

Концепция MaaS сравнима с основой работы мобильных операторов: чтобы подключиться к их мобильной телефонной сети, вы должны приобрести подписку; так же точно вы покупаете пакет для транспортировки у оператора MaaS, чтобы получить доступ к их транспортным услугам.
Концепция MaaS сравнима с основой работы мобильных операторов: чтобы подключиться к их мобильной телефонной сети, вы должны приобрести подписку; так же точно вы покупаете пакет для транспортировки у оператора MaaS, чтобы получить доступ к их транспортным услугам.
Istock.com/DKart

Компания из Финляндии не только создает совершенно новые транспортные услуги, она собирается кардинально изменить способы, с помощью которых мы передвигаемся.

А что, если следующей индустрией, которую ждет серьезная перестройка, будет транспорт и транспортная инфраструктура? И как насчет того, что все больше людей получит доступ к новым видам услуг по перемещению, к таким, например, которые дадут ту же свободу передвижения, что и личный автомобиль?

Это то видение, которое предлагает расположенная в Хельсинки компания MaaS Global, создающая совершенно новую модель для персональной транспортировки и передвижения. Подобно сервисам Spotify и Netflix, работающим по подписной модели, заменившим для многих покупку дисков CD или DVD, финская компания планирует такое будущее в своей области, где подписка на ее транспортные услуги решит все проблемы клиентов по перемещению.

Приложение Whim предлагает удобный доступ к транспортным услугам.

Приложение Whim предлагает удобный доступ к транспортным услугам.

MaaS Global

Приложение Whim для смартфонов компании Maas Global, запущенное в Хельсинки прошлым летом, должно стать главным шагом в этом направлении. Whim предлагает клиентам на выбор разные месячные пакеты — от тарифов с нулевой месячной абонентской платой и с оплатой за каждую поездку отдельно до бизнес-пакетов с безлимитными услугами такси, общественного транспорта и даже возможностью лизинга автомобилей в столичном регионе. Все, что касается маршрутов, оплаты, билетов и расписаний, содержится в приложении. Цель — чтобы клиентам было как можно комфортнее путешествовать, даже если возник каприз срочно куда-то отправиться, как если бы в наличии была собственная машина (здесь игра слов со значением названия приложения Whim — каприз, прихоть, причуда, блажь).

В недавно закрытом раунде финансирования Maas Global привлекла 14,2 миллиона евро от грандов индустрии, таких как Toyota, Denso и Transdev. Это позволит компании расширить географию действия сервиса — выйти за пределы Хельсинки — а также предложить свои услуги в других странах.

Приложение Whim уже набирает обороты, но чтобы понять настоящий потенциал услуги и представить себе всю полноту амбициозности компании Maas Global, нужно внимательно рассмотреть модель, лежащую в основе приложения. Компания называет ее «Мобильность как услуга» (Mobility as a Service, MaaS) и уверяет, что она кардинально изменит способы, с помощью которых мы передвигаемся.

MaaS заставит вас двигаться

Сампо Хиетанен (Sampo Hietanen), исполнительный директор и давний чемпион Mobility as a Service, сравнивает концепцию MaaS с мобильными операторами: словно вы покупаете подписку у оператора для доступа к их мобильной телефонной сети, вы можете купить пакет услуг по транспортировке у оператора MaaS для доступа к сервису поставщика этих услуг.

Что позволяет сделать это? Экосистема участников транспортной индустрии, которые предлагают услуги через единую платформу. Построенная на открытом интерфейсе прикладного программирования (API), эта экосистема связывает разные компании, работающие в области транспортных услуг, и позволяет клиентам приложения на базе MaaS, таким как Whim, получать доступ к услугам участвующих в системе поставщиков этого типа услуг.

Звучит сложновато, но на практике это выглядит так: все, что клиенту нужно сделать, это указать, куда он хочет попасть, а приложение проверит все имеющиеся варианты транспортировки и предложит наиболее оптимальные и удобные варианты. Оплачивая услугу на ежемесячной основе, клиент получает различные способы передвижений, включенные в приложение.

С ростом экосистемы и присоединением к ней все большего числа компаний услуга будет покрывать все возможные варианты транспортировки, от ежедневных маршрутов до поездок на выходные.

«Финский технический опыт высоко ценится за рубежом, а финские компании обычно считаются надежными», — говорит исполнительный директор MaaS Global Сампо Хиетанен.

MaaS Global

Если это звучит причудливо, Хиетанен возражает, указывая, что многие исследовательские центры предполагают, что индустрия MaaS готова резко набрать обороты, а к 2030 году будет генерировать до сотни миллиардов евро. Более того, к MaaS Global проявляет интерес международная пресса: the Economist, USA Today, the Guardian и Wired уже написали о компании, приветствуя ее услуги как многообещающую форму передвижений будущего.

Все выше, и выше

Вы удивитесь, но самые большие изменения транспортной индустрии происходят именно в Финляндии, поскольку наиболее известные игроки индустрии — компании Google (беспилотные автомобили), Tesla (электрические машины) и Uber (услуги по транспортировке) — находятся в США. Но Хиетанен говорит, что Хельсинки — отличное место для базирования компании.

«Финский технический опыт имеет хорошую репутацию за рубежом, а финские компании обычно считаются надежными, — говорит он. — Можно удивляться этим словам, особенно если они идут от директора стартапа, но Финляндия — отличное место с точки зрения законов и правил: политики и правительственные чиновники очень поддерживают инициативы».

Если вы ставите себе целью стать крупным глобальным игроком, выход за границы своей страны неизбежен. «Для нас Хельсинки это, на самом деле, тестовая лаборатория. Мы должны быстро все объяснить, чтобы подтвердить делами то, что мы говорим». Компания вскоре начнет использовать приложение Whim в 10 новых регионах в мире, а предоставление услуги вне Финляндии начнется в Бирмингеме, Антверпене и Амстердаме, для начала.

Если все пойдет так, как планируется в компании, результат использования услуги будет заметен и на городском ландшафте. «Я считаю, что через пять лет этот вид транспортировки станет гораздо более распространен, и люди все меньше будут стремиться покупать собственную машину, — говорит Хиетанен. — Не будут нужны в таком количестве парковочные места, и в городах появится больше пространства для жилья и жизни».

«Разумеется, мы находимся лишь в самом младенческом возрасте новой индустрии. Но если система MaaS продолжит рост, у услуг на ее основе — гигантский потенциал, что означает огромный размер рынка транспортировки и передвижений. Амбициозная цель компании MaaS Global — стать крупнейшим игроком в этом растущем сегменте, — говорит Хиетанен. — Путь может быть длинным, но индустрия находится на пути большого роста, и кто-то в конечном итоге выиграет от этого роста. И я не вижу причин считать, что это будем не мы».

 

Текст: Теему Хенрикссон (Teemu Henriksson)

Share: