6 декабря 2017

Турку подталкивает корабли к морским инновациям

Technology developed in Turku was used to power the world’s first remotely operated commercial vessel: a tug operating in Copenhagen.
Technology developed in Turku was used to power the world’s first remotely operated commercial vessel: a tug operating in Copenhagen.
Rolls-Royce

У города Турку — сотни лет опыта в морской отрасли. Но это не значит, что город застрял в прошлом. Турку — ведущий центр в области кораблестроительных инноваций, где создается будущее морского транспорта.

Местоположение Турку идеально подходит для морской индустрии. Удобно расположенный на берегу Балтийского моря, город окружен архипелагом, включающим около 20 000 островов и фьордов. За последние 300 лет город создал быстро развивающуюся морскую экосистему.

Крупнейший игрок в регионе — кораблестроительный гигант Meyer Turku, где трудятся 1 800 человек, судоверфь которого, кажется, везде, куда ни глянь. Это гудящая деревня с гигантскими кранами, шумом сварочных работ и людьми в защитных жилетах, снующих по округе на велосипедах. Прямо сейчас на заднем плане верфи возвышается корпус огромного строящегося круизного судна.

Прогуляйтесь по верфи, и вы поймете, почему Meyer Turku известен, как кораблестроитель крупнейших в мире круизных лайнеров, паромов для перевозки пассажиров и машин, а также специализированных судов. Но Meyer Turku также известен тем, что использует сложные, инновационные и экологически безопасные технологии строительства, включая первый в мире дизель-электрический круизный корабль и первое круизное судно, оборудованное кабинами исключительно снаружи.

«Наш главный приоритет — безопасность наших судов. Многие технологии, разработанные для беспилотного движения кораблей, создаются именно для этого», — говорит Кари Силланпяя, руководитель исследований и разработок в Meyer Turku.

«Наш главный приоритет — безопасность наших судов. Многие технологии, разработанные для беспилотного движения кораблей, создаются именно для этого», — говорит Кари Силланпяя, руководитель исследований и разработок в Meyer Turku.

Sakari Piippo

«Мы строим современные круизные корабли с 1970-х годов, и каждая серия судов, которую мы выпускаем, оборудована новыми функциями», — объясняет Кари Силланпяя (Kari Sillanpää), руководитель отдела исследований и разработок в Meyer Turku.

Нас всех объединяет одно море

И хотя сейчас судоверфь находится во владении семьи Meyer из Германии, история Meyer Turku берет начало в 1730-х годах. А в XXI веке кораблестроение отличается от того, что было несколько столетий назад. Силланпяя рассказывает о важности моделирования, виртуальных двойниках строящихся кораблей и об использовании в процессах строительства искусственного интеллекта.

У отрасли есть важная конечная цель: беспилотные, самоходные корабли. Тот, кто собирается в круиз по Карибскому морю и беспокоится о том, что на корабле не будет команды, может не волноваться, — это совсем не то, что имеет в виду Meyer.

«С нашей точки зрения, автономный, беспилотный самоходный корабль — это не корабль без команды, но такое судно, которое может управляться более умным образом и более безопасно, — подчеркивает Силланпяя. — Команде легче управлять судном, если она постоянно получает информацию от разных систем корабля, а также данные о том, что происходит вокруг судна».

Meyer Turku помогает в разработке этих новых систем , чтобы внедрять их в новые корабли. Компания — одна из инициаторов экосистемы «Одно море» (‘One Sea’ ecosystem), частно- государственного финского партнерства, нацеленного на организацию беспилотного морского движения в Балтийском море к 2025 году.

Экосистема One Sea объединяет финские знания и опыт в форме исследовательских проектов, технологического развития и политической поддержки. Ключевой момент здесь — тестовая территория под названием ‘Jaakko’s Sea’, расположенная неподалеку от побережья Турку. Это первая в мире открытая тестовая площадка для различных испытаний — от сенсорных систем до полностью автономных беспилотных судов в реальных условиях. К тестовой площадке уже проявили интерес в мире, а первые испытания пройдут весной 2018 года.

Мореплавание без команды

В Турку компания Rolls-Royce сосредоточилась на развитии беспилотных корабельных технологий; вот, например, диспетчерская комната, предназначенная для контроля за дистанционно управляемыми судами.

В Турку компания Rolls-Royce сосредоточилась на развитии беспилотных корабельных технологий; вот, например, диспетчерская комната, предназначенная для контроля за дистанционно управляемыми судами.

Rolls-Royce

Область, где самоходные беспилотные корабли могут внести наибольший вклад — это грузовые перевозки. В феврале технологии, разработанные в Турку, использовались для работы первого в мире удаленно управляемого коммерческого судна — буксира в Копенгагене.

Ключ к успеху тут — инженерный гигант Rolls-Royce. Или, что более точно, его финский центр исследований и разработок, занимающийся вопросами удаленного управления и беспилотными судами. Центр был открыт в Турку для поддержки подобных проектов в начале 2017 года.

«Глобальная фирма должна оценить конкурентоспособность региона в целом и то, какую квалификацию и опыт можно найти неподалеку, — говорит Эса Йокиойнен (Esa Jokioinen), вице-президент по продажам и маркетингу в отделении Ship Intelligence компании Rolls-Royce. — В Финляндии для нас есть два важных момента: надежный кластер информационно-коммуникационных технологий, а также очень сильный морской центр в регионе Турку. Поэтому все части пазла удачно складываются [для нашего дальнейшего развития]».

Исследовательские цели центра компании Rolls-Royce весьма амбициозны. Присоединившись к экосистеме One Sea, компания хочет не меньше, чем стать мировым лидером в вопросах создания и управления беспилотными судами, и она уже ведет многие проекты в этой области.

«С технической точки зрения, беспилотность уже неплохо работает в наших симуляторах. Но есть внутренние критерии, которым мы должны соответствовать до того, как интегрируем эти системы в наши корабли, — говорит Йокинен. — Вопрос не в том, кто первый создаст автономно-действующий беспилотный корабль, но в том, кто сможет сделать так, чтобы такое судно действовало безотказно всегда, без исключений».

При этом Йокинен считает, что это может случиться гораздо раньше, чем многие думают. Он предполагает, что первое коммерческое, автономное, беспилотное судно будет спущено на воду в конце 2020 года, и оно будет оснащено технологиями, созданными в Турку.

Устойчивое и возобновляемое мышление

В сухом доке Turku Repair Yard расположился финский консорциум — первая в мире отрасль промышленности, назначение которой — демонтаж и утилизация океанских лайнеров.

В сухом доке Turku Repair Yard расположился финский консорциум — первая в мире отрасль промышленности, назначение которой — демонтаж и утилизация океанских лайнеров.

Sakari Piippo

Но инновации не ограничиваются кораблестроением или управлением судов. Один из важнейших сегодняшних вызовов — демонтаж кораблей. Большинство крупных судов разбирается на части в Азии, где условия зачастую далеки от стандартов, принятых в Европейском союзе.

С другой стороны, ни одно государство, входящее в ЕС, не может предложить площадку для демонтажа больших судов. И здесь появляется новый консорциум по «переработке кораблей», расположенный в Турку, в планах которого — создание в Финляндии первой в Европе промышленной отрасли по демонтажу и утилизации океанских лайнеров.

Ядро консорциума — крупнейший в странах Северной Европы сухой док Turku Repair Yard (TRY). Он служит платформой для переработки, утилизации и вторичного использования частей кораблей, в то время как его партнеры по консорциуму — Meriaura, Hans Lang и Delete Finland — приобретают суда для демонтажа, занимаются удалением и обработкой жидких отходов, а также организуют механический демонтаж соответственно.

Первый пилотный проект консорциума был выполнен в октябре на корабле среднего размера.

«Мы хотим сосредоточиться на крупных судах, но пилотный проект был нужен нам для того, что выявить сильные и слабые стороны, — говорит Оскари Кангас (Oskari Kangas), менеджер проекта в TRY. — Теперь нам понятно, как и куда нужно развивать технологии демонтажа. И это — следующий этап».

Консорциум уже подбирает новые суда класса океанских лайнеров для второго пилотного проекта в 2018 году. Компании надеются, что в результате проекта будет получена важная информация, полезная для всей морской индустрии в целом. Фирмы собираются взаимодействовать с университетами Финляндии, чтобы использовать полученные в проекте данные.

«[Кораблестроители] заинтересованы в том, чтобы узнать, какие знания они могут извлечь из нашего проекта, чтобы использовать полученную информацию в будущем при проектировании кораблей, — говорит Кангас. — Разработка продукта может занять до трех лет, прежде чем мы выйдем на уровень коммерческих операций. Но, поскольку предполагается, что запрос на утилизацию судов будет расти и после 2020 года, когда нынешние суда уже устареют, — время сейчас подходящее».

Выигрыш для Турку в том, что здесь можно управлять всем жизненным циклом корабля. Это кульминация столетней истории кораблестроения в городе и надежда, что будет заложена основа и для последующих 300 лет.

Текст: Ээва Хаарамо

Share: