27 октября 2016

Финские учителя и школы — в чем сыр-бор?

Кирсти Лонка

Кирсти Лонка является профессором педагогической психологии в Университете Хельсинки.

В последние годы финская система образования находится в центре положительного внимания. Новые рейтинги появляются довольно часто, показывая, как у нас идут дела с глобальными инновациями, счастьем, результатами PISA и т.д. Самый недавний рейтинг показал, что финское высшее образование производит вторых самых умных студентов в мире.

Но, как это возможно, что такая маленькая страна, с только 5,5 миллионами жителей, так хорошо справляется?

В Финляндии очень важно быть скромным. Вот почему весь этот сыр-бор о финском образовании заставляет нас немного смущаться: что-то должно быть не так со всеми этими рейтингами! Финляндия имела обыкновение быть очень бедной страной, страдающей от постоянных войн. Мы до сих пор не привыкли к идее жить хорошо. Но даже в трудные времена образование всегда ценилось.

У нашего пессимизма есть и положительные стороны: мы постоянно реформируем наше образование и пытаемся сделать его лучше. Простая стагнация будет означать, что качество будет падать. Финляндия требует от учителей магистерского уровня образования; это одна из самых сложных университетских программ, чтобы в нее попасть. Наши преподаватели самостоятельны и не оцениваются постоянно. Ученики ценят своих учителей и учатся хорошо с детского сада до университета.

Тем не менее, мы сталкиваемся с теми же всемирными проблемами в области образования, что и все остальные: мы должны отказаться от наших старых способов обучения и сосредоточиться на учебе. Мы должны обеспечить наших учеников навыками 21 века, которые необходимы, чтобы жить в быстро меняющемся мире, на фоне глобализации и дигитализации.

В Финляндии процесс изменения может быть еще более болезненным, чем в других странах для тех зрелых учителей, которые очень хороши при обучении лицом к лицу. Они могут столкнуться с трудностями при изменении своих привычек. Несмотря на то, что Финляндия очень хорошо оборудована, содержательное использование технологий в школе до сих пор распространено недостаточно.

Цифровые устройства должны стать естественной частью педагогики так, как они являются частью нашей повседневной жизни. Таким образом, наши новые учебные планы были только что реализованы, призывая коренным образом изменить наши представления об обучении, и даже о наших физических средах обучения. Более того, как раз на прошлой неделе был опубликован меморандум о реформе педагогического образования, призывающий к пожизненному профессиональному развитию для всех финских учителей.

Такие положительные изменения означают, что будущее финского образования выглядит на самом деле многообещающим.

Share: