13 февраля 2019

Обучение с радостью делает финские детские сады особенными

Юлия Бушуева

Помощник редактора в Good News from Finland

Шесть лет назад, когда я решила переехать в Финляндию, у меня были свои веские причины, среди которых — высокое качество университетского образования, чистая природа, надежность и безопасность. Одна из причин, которой в то время среди приоритетов у меня не было, но которая играла главную роль с тех пор, как я стала матерью почти четыре года назад, — финское дошкольное образование.

Всемирные опросы, такие как рейтинг PISA, часто представляют результаты полученного образования финских детей в числе лучших в мире. Однако история успеха начинается в самом раннем возрасте, уже в детском саду.

В детских садах Финляндии дети получают значительную свободу, что мотивирует их к самостоятельности и самодостаточности. Например, мой сын начал посещать детский сад, когда ему было 11 месяцев. Там он научился быть независимым прежде, чем начал ходить; сам ел, сам надевал носки и обувь, и сам мыл руки.

Самое главное, что финские детские сады позволяют детям быть детьми. Задача дошкольного воспитания в том, чтобы предоставить детям пространство и инструменты, с помощью которых они могли бы исследовать мир, каждый в своем темпе и со своим темпераментом. Вместо того, чтобы выполнять письменные задания, дети проводят время за играми, развивая языковые, математические и социальные навыки. В самом деле, в финском учебном плане для детских дошкольных учреждений есть требования по развитию обучения через игры — как спонтанные, так и управляемые. Финская пословица Sen minkä ilotta oppii, sen suruttaa unohtaa (примерный смысл: «Если учишься без радости, то и забываешь быстро») объясняет эту концепцию в двух словах.

Задача дошкольного воспитания в том, чтобы предоставить детям пространство и инструменты, с помощью которых они могли бы исследовать мир, каждый в своем темпе и со своим темпераментом.

В детском саду дети проводят значительную часть дня на открытом воздухе, пачкают руки и учатся в естественной среде, даже если погода не самая подходящая. У каждого сезона свои радости: можно есть снег и сосульки, копаться в песке и лазать по скалам, возиться в лужах или бегать под дождем. В финских детских садах детям предлагается исследовать природу и быть самими собой без ограничений. Как говорится, «нет плохой погоды, есть плохая одежда». К счастью, финская детская одежда рассчитана на самые суровые погодные условия и минимальное обслуживание: вы просто счищаете или смываете с нее грязь и вешаете сушиться. Очень просто!

Выглядит ли финский детский сад неструктурированным и неорганизованным? Не стоит обманываться: у детей в детских садах есть план занятий на каждую неделю, который включает в себя пение и игру на музыкальных инструментах, выпечку, рисование и изготовление поделок, а также походы в местные леса и парки.

Каждый год мой список «почему все-таки Финляндия?» пополняется. Изначально главным приоритетом для меня было финское дошкольное образование. Когда после работы я прихожу в детский сад, чтобы забрать сына, его комбинезон, как правило, довольно грязный. Но количество грязи на одежде эквивалентно размеру улыбки на его лице.

Share: